Статьи

Ледовый дворец в Ханты-Мансийске. Стремление к совершенству.

Приступая к работе над новым объектом, в очередной раз убеждаешься в банальности — мелочей не бывает. Построение любой работоспособной системы — это задача, требующая всесторонней оценки и тщательной подготовки.

При этом, с самого начала необходимо подходить к ее созданию комплексно. Расхожее мнение о том, что надо «с чего-то начать», а в дальнейшем уже думать о приобретении дополнительного оборудования и программного обеспечения — огромная ошибка. Если Вы хотите получить оптимальную систему, которая будет удовлетворять Ваши потребности, необходимо сразу разработать полноценное проектное решение. В таком случае, даже если оснащение будет происходить поэтапно, у Вас, как минимум, будет уверенность, что при дальнейшем масштабировании и модернизации Вы не столкнетесь с проблемами несовместимости. Именно по этому приступая к проектированию Ледового дворца в г. Ханты-Мансийск наша команда проектировщиков приступила к всестороннему изучению мирового опыта в оснащении спортивных объектов. Так как был и собственный опыт в реализации спортивных объектов, особых сложностей процесс не составлял. Номенклатура систем для хоккея не уникальна, да и по сути, глобальные задачи при проектировании любого комплекса медиа оборудования довольно простые: Свет должен светить, Звук должен звучать, Видео должно показывать, а камеры должны снимать. Однако, за любой простотой, на первой взгляд, задачей кроется темный лес «деталей» и «тонкостей». Второе, что было сделано — вдоль и поперек были изучены действующие регламенты Высшей и Континентальной хоккейных лиги. На момент проектирования и реализации ХК ЮГРА был в Высшей Лиге, но стремительно рвался в КХЛ. Поэтому была необходимость строить системы с учетом перспектив.

В большинстве случаев, при изучении технического задания для нового объекта возникает некое чувство… Если бы сказочные персонажи имели физическое воплощение, то это чувство было бы похоже на маленького гремлина, который спрятался где-то внутри коробочки с чудом и хихикает в левое ухо тоненьким голоском замысловатую абракадабру. Тут начинается искусство проектировщика, который должен не только понять эту абракадабру, но и перевести ее в стройный ряд технологических решений.

Бытует практика составления технического задания организацией, которой в последствии, поручается проектирование. В этом подходе нет ничего страшного, если проектировщик, решает задачи проектирования, не опираясь на коммерческие установки. В противном случае, возникает опасность, что в целом проектные решения будут преследовать только одну цель — выполнить план продаж дистрибьютерского оборудования. К счастью СИНЕРГОС ГРУП избавлена от дистрибьюций и как следствие, может выбирать лучшее из лучшего. Нельзя сказать, что процесс проектирования был простым. «Палки в колеса» вставляли и заказчики и производители. Например, на начальном этапе проектирование проводилось при полном отсутствии, каких либо данных, исключая, разве что эскизный проект. По-которому, можно было получить самое пространное представление о том, что же мы все-таки строим. В результате при последней корректировки весовых нагрузок пришлось отказаться от части систем, что бы не перегружать конструкцию крыши. А производитель судейской системы до последней минуты не хотел признаваться в том, как же его система работает. Увещевания в том, что данная информация важна при проектировании системы коммутации не производила на коллег из WestersTrand должного впечатления. Но все эти шероховатости били ликвидированы благодоря глубокой инженерной и управленческой проработке материала.

В любом проекте, который что то из себя представляет, есть так называемая «фишка». Некий красивый кусочек который является гордостью компании-инсталятора. Тут же их получился целый проект! О какой бы подсистеме речь не заходила можно с гордостью сказать — УДАЛОСЬ.

К сожалению не все решения удалось воплотить в жизнь. Например, практически на стадии реализации пришлось исключать из состава систем уникальную дистанционно управляемую систему слежения. Идея этой системы заключалась в том, что процесс обслуживания 4 мощных осветительных пушек полностью автоматизируется за счет синхронизации с камерами. Выгода от внедрения подобной системы огромна. В случае применения обычных световых пушек требуется усилия нескольких специально выделенных операторов. По мимо самих дополнительных единиц личного состава, необходима организация их рабочих мест, включая системы связи и т.д. и т.п. Гораздо более эффективно и технологично использование систем слежения, которые позволяет одному оператору использовать несколько приборов с полным движением Неординарность решений, однако, не является самоцелью. Все-таки Главная задача это работоспособность комплекса.

Видео

Начнем с системы отображения. Важная роль систем отображения информации коллективного пользования, состоит в обеспечении коллективного решения задач, характерных для области применения этих систем. СИСТЕМЫ ВЫВОДА ИНФОРМАЦИИ — совокупность технических средств, обеспечивающих представление информации в форме, удобной для человеческого восприятия. Это основополагающее определение для систем отображения и любой проектировщик обязан руководствоваться ей и не отступать от нее ни на шаг. За основу была взята восьмигранная конструкция с кольцом бегущей строки под ним — сейчас это решение воспринимается как само собой разумеющееся. Оно отлично вписалось в общий интерьер арены. Но бог ты мой — сколько было сделано шагов и отброшено вариантов, чтобы достичь этой простоты и логичности! Большинство инсталляций имели вид четырехгранника — так сделано на Ходынке в Москве и в Праге. На Ходынке, любители хоккея помнят, куб был сделан с открытыми гранями и производил странное зрелище. Сейчас Ходынский куб переработан и имеет вполне достойный вид. Однако, у нас права на ошибку не было — куб должен был получиться с первого раза.

Оценка веса куба для определения несущей характеристики свода, тоже оказался не простой инженерно-конструкторской задачей. Казалось бы все просто — Электрическая часть весит столько-то, конструктив — столько. Складывая две эти величины мы получаем нужный нам параметр. Параметр отправляем генподрядчику, который передает их лицам ответственным за несущую характеристику свода крыши. На момент проектирования лимит веса был оценен в 14000кг. Каково же было всеобщее изумление, когда стало понятно, что 2+2 не равнялось 4, даже без доказательства Бертрана Рассела. Сложив фактические веса, мы получили после изготовления вес металлоконструкции 4300кг при общем весе куба 13250кг, включая лебедки. Т.е мы имели перевес в 3750 кг взявшийся из воздуха. В принципе, это должно было вписываться в технологический коридор оставленный для подвеса данной системы к конструкции потолка. Но оказалось, что это не совсем так и заявленного запаса мы не имеем. В итоге задача была решена с использованием комплексного подхода к решения не решаемого.

Хочется по подробнее остановиться на непосредственном подвесе куба. Куб поднимается на четырех лебедках компании Chain-Master грузоподъемностью по 12000кг каждая. Система оснащена контроллером групповой работы лебедок. А выбор лебедок по 12000кг обусловлен условием, что при обрыве любой цепи (что трудно представить) расчетным случаем будет подвес куба на двух диагональных лебедках. Каждая лебедка будет нагружена 6625 кг статической нагрузки, а с учетом динамики — до 10000кг.

Вес таких лебедок — по 320кг с цепями, для их подъема задействована лебедка грузоподъемностью 500кг и общим весом в 70кг. Но такой вес тоже большой, что бы с лебедкой бегать на 20метровой высоте! Поэтому для подъема задействуется еще одна лебедка грузоподъемностью всего 150кг, которая легко переносится человеком.

На сегодняшний день спортивные сооружения несут в себе уже не только нагрузку связанную со спортивными мероприятиями, но и в большой степени являются зрелищно-развлекательным центром, способным принимать большие зрительские массы. Конечно, в итоге автором и ответственным лицом за мероприятие является его режиссер и продюсер. В задачу проектировщика входит обеспечить их умы необходимыми средствами к воплощению их творческих замыслов.

Звук

В обзоре по системам звукоусиления стоит остановиться на выборе общей концепции оснащения ледового дворца. На этапе проектирования было 2 основных варианта 1. Концепция распределенных зон и 2. Максимальная централизация акустических систем. Нет смысла углубляться в детали взаимных достоинств и недостатков концепций. Основная разница в том, что варианта №1 подразумевает решение сложных конструкторских задач, но значительно упрощает процесс настройки. Ну и вариант распределенных зон, с точностью до наоборот - не критичен в аспекте установки, но довольно сложен в процессе настройки. В итоге, после жарких споров, и множества наполненных корзин с мусором, неожиданно победила строительная организация, которая отвергла вариант централизованного расположения в виду недопустимого увеличения нагрузки на центральную часть конструкцию крыши. Результатом, стало воплощение идеи «распределенных зон», что на качестве звучания в целом сказалось положительно.

Сердцем системы является, расположенный в центральной аппаратной, микшерный пульт YAMAHA M7CL. В особых представления данная консоль не нуждается, и, по мнению специалистов компании СИНЕРГОС ГРУП, является лучшей консолью в своем классе, гибкость подключения и простота использования которой - эталон и для более дорогих микшерных пультов. За централизацию управления и маршрутизацию отвечает процессор YAMAHA DME64N, который соединен с пультом YAMAHA M7CL оптическими кабелями по интерфейсу MADI, для чего в пульт установлены карты расширения MY, для этого интерфейса. Поскольку, в качестве основного транспортного интерфейса в зону ледового поля был выбран CobraNet™, в центральный процессор были установлены также две карты расширения MY16CII. В качестве процессоров осуществляющих преобразование сигнала из сети CobraNet™ и его обработку перед посылом в активные акустические системы используются 6 процессоров YAMAHA DME 8oC.

Система ИНТЕРШУМ проектировалась в соответствии с требованиями регламента КХЛ, Однако, уже на стадии монтажа, для расширения возможностей схема расположения микрофонов была несколько расширенна. В результате чего общее количество микрофонов выросло, но зато у режиссера трансляции появилось больше возможностей. Микшерным пультом системы Интершум является YAMAHA LS9/16 подключенный к центральному процессору системы по интерфейсу ETHERSOUND. Ну а поскольку транспорт CobraNet™ уже имелся на ледовой арене, предварительные микрофонные усилители YAMAHA AD8HR соединены с общей системой транспорта по средствам преобразователей YAMAHA NHB32С.

Отдельной системой является комплект звукового оборудования для проведения концертных мероприятий, так же выполненный на оборудовании YAMAHA и Meyer Sound. В качестве микшерного пульта используется уже знакомая нам консоль YAMAHA M7CL. Однако, в отличие от пульта установленного в центральной аппаратной, в качестве интерфейса FOH-сцена выбран ETHERSOUND, а для соединения с общей звуковой установкой Ледового дворца используется CobraNet™. Соответственно два слота расширения, №1 и №2 используются для карт ETHERSOUN, а слот №3 для интерфейса CobraNet™. Для удобства и оперативности FOH пульт, как и консоль в центральной аппаратной, снабжен выносным многоканальным индикатором уровня. В качестве предварительных усилителей и роутеров на сцене используются интефейсы YAMAHA NAI. Подключение в общую сеть по интефесу CobraNet™ позволило использовать систему озвучивания амфитеатра ледовой арены, как дополнительную линию подзвучки.

Нельзя сказать, что инсталляция прошла гладко. Не заглушенное помещение ледового дворца выполненное в форме эллипса доставило нам не мало проблем. Однако возможности оборудования позволили нам выполнить поставленные задачи на отлично.

Свет

Система спортивного освещения ледового дворца.

Первоочередной задачей любой системы или комплекса технических средств, является обеспечение нужд заказчика. Опыт компании СИНЕРГОС ГРУП в проектировании и инсталляции многофункциональных объектов говорил о том, что довольно часто, спортивные сооружения, используются в качестве площадки для проведения шоу программ. Однако, проектирование системы художественного освещения не является сложной задачей. Гораздо важнее обеспечить ледовую арену спортивным и телевизионным «светом». Поэтому, основной задачей системы освещения спортивной арены в первую очередь является полноценное заполнение светом всей поверхности площадки. Сложность в построении «правильной» системы основного освещения заключается в том, что бы исключить любые блики и теневые зоны. Исходя из мирового опыта, данные системы строятся на массивах светильников заливающего белого света размешенных под куполом арены. Для обеспечения возможностей телевизионной трансляции во всех светильниках применяются лампы с температурой цвета не ниже 5600K. Необходимость использовать основное освещение не только для мероприятий, но и для тренировочного процесса требовало организации как минимум двух уровней освещения.